Ученическое самоуправление как основа формирования лидерского потенциала

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление – это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов общественной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 «Декларации о правах ребенка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям». Лидерские качества учащихся формируются в процессе организации работы органов самоуправления учреждения образования «Новопольский государственный аграрно-экономический колледж»

Задачи системы ученического самоуправления:

- раскрытие у учащейся молодёжи потенциальных возможностей, которые позволяют быть лидерами в избранной сфере деятельности;

- создание условий для выявления лидерских качеств у учащихся, старост учебных групп, актива ОО БРСМ и профсоюза, предоставление возможности для их реализации;

- организация разнообразной по содержанию деятельности, направленной на творческое обучение и поиск лидеров в среде учащихся;

- создание резерва кадрового потенциала для производства
и молодёжных общественных организаций.

Исходя из поставленных задач, созданы следующие самоуправленческие структуры: старостат, совет физической культуры, совет общежития, совет клуба, ученический профком, комитет ПО ОО «БРСМ», штабы волонтёрских отрядов и МООП. Каждая из структур имеет свой план работы, избран актив, комиссии, отвечающие за определенное направление работы. Кроме того, в каждой учебной группе избирается актив, при необходимости советы дела. Органам ученического самоуправления колледжа отводится большая роль в осуществлении идеологической и воспитательной работы – это:

- участие в общественно значимых политических, гражданских, патриотических мероприятиях, проводимых в городе, районе, области;

- организация и проведение субботников, трудовых и общественно-политических акций;

- сбор вторичного сырья, и проведение подписной компании на периодическую печать; проведение конкурсов на лучшую группу, ячейку ОО «БРСМ», комнату, этаж; работа по профилактике преступлений и правонарушений;

- организация физкультурно-массовых и культурно-досуговых мероприятий.

Коллектив колледжа считает, что тема самоуправления очень актуальна, так как колледж должен обучать не только профессиональным навыкам, но также он должен научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Учащиеся должны приходить в такое учебное заведение, которое сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях.

В колледже несколько форм (уровней) включения педагогов, учащихся в организацию обучения и воспитания, в формирование приоритетных ценностей ученического коллектива, в совместное осмысление перспектив развития.

Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них куратор и актив учебной группы.

Индивидуальный уровень – учащийся. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых учащийся сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Учащийся может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

В процессе развития индивидуального ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно учащийся участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Уровень первичного коллектива – учебная группа. Органы самоуправления в учебной группе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган ученического самоуправления. Групповое самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности учащихся, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной групповой работы.

Уровень ученического коллектива учреждения образования – совет органов ученического самоуправления. В совет входят председатели и секретари всех советов органов самоуправления, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой.

Высший орган самоуправления – совет колледжа.

Каждая самоуправленческая структура планирует свою деятельность, ведет протоколы заседаний, в которых фиксируются решения и постановления. Курируют органы самоуправления представители педагогического коллектива (заведующие отделениями, секретарь ПО ОО «БРСМ», воспитатели, социальный педагог, библиотекарь, руководитель физвоспитания, педагог-организатор). Совет органов ученического самоуправления курирует заместитель директора по воспитательной работе.

Прогнозируемые результаты деятельности органов ученического самоуправления:

- создание благоприятных условий для развития личности участников ученического самоуправления;

- подготовка лидеров, которые могут стать руководителями молодёжных объединений;

- использование теории лидерства в практической деятельности участников ученического самоуправления;

- пополнение «банка идей» новыми формами работы в среде учащейся молодёжи;

- вовлечение в активную деятельность молодёжных общественных объединений, органов самоуправления, юношей и девушек учащихся колледжа;

- создание лидерской перспективы в избранной сфере будущей самостоятельной деятельности.

Таким образом, развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие и организационные способности. Мы хотим, чтобы наши учащиеся понимали запросы и требования и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

 

Заместитель директора по воспитательной работе                                                Л.М. Бегун


        


 Ku1y-fov-Or-M 


JoomShaper